Сегодняшние наши дела решают судьбу будущего.

 
Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Старый Башир Чекмагушевского района
line decor
line decor
 
 
 
 

 
 
Программа развития

 


 
Цель нашего воспитания — воспитанность. Не одни только капиталы должна зарабатывать наша школа в денежном эквиваленте (хотя и это совсем не лишнее в наше время!), а накапливать нравственные капиталы, для детской души, для её развития, чтобы росли наши дети не Иванами, не помнящими родства, не бездельниками и тунеядцами, не иноверцами, а настоящими гражданами России, хранителями её прошлого, её обычаев и традиции, носителями одного из главных качеств человека—трудолюбия.

Понимание школой социального заказа на образовательные услуги

Зная потребности детей, родителей, социума в образовательных услугах, можно с достоверностью определить перспективы развития нашей школы. С целью выявления  социального заказа, адресованного школе, были изучены:

  • требования, предъявляемые школе органами управления образования;

  • потребности учащихся и  их родителей;
  • мнения педагогов о путях обновления школы;
  • комплекс образовательных и других услуг, которые способны предоставить школа.
  • проблемному анализу были подвергнуты основные сферы деятельности школы: образовательная, досуговая, методическая, управленческая.
  • критический анализ позволяет выявить ряд проблем в организации учебно-воспитательного процесса, в том числе:
  • слабое обеспечение имеющихся образовательных программ методическими и дидактическими материалами;
  • недостаточное использование научно обоснованных методов диагностики развития ребёнка, учитывающих индивидуальные особенности личности;
  • недостаточная связь школы с профессиональными учебными заведениями.

Основные черты социальной среды школы выявляют проблему достаточно большого разброса и слабой сформированности образовательных потребностей детей (их родителей). В силу этого одним из основных направлений образовательной политики школы должно быть постепенное формирование детей и родителей в получении образования с углубленным изучением предметов, с последующим удовлетворением сформированных образовательных потребностей.
Сельская школа призвана содействовать решению одной их ключевых проблем подготовки кадров для сельскохозяйственного производства – приучать школьников к земледельческому труду, привить интерес к сельскохозяйственному производству. Сельская школа не может полноценно существовать в отрыве от сельскохозяйственного производства, сами условия её работы предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории села. Эта связь выражается как в прямой материальной зависимости школы от результатов сельскохозяйственного производства, так и в той существенной роли, которую школа играет в его развитии, поскольку от трудового воспитания и обучения сельских школьников во многом зависит будущее трудовых ресурсов села.
Обучение в нашей сельской школе должно иметь практическую направленность на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, что предполагает существенные изменения в структуре учебных планов: введение качественно интегративных учебных предметов (пчеловодства),  усиление точных наук, введение иностранных языков со 2 класса.
Наша школа в связи с отсутствием на селе платежеспособного спроса на образовательные услуги, обусловленным переходом многих  сельскохозяйственных предприятий фактически на ведения натурального хозяйства, имеет намного меньше возможностей для привлечения внебюджетных средств.
Изменения, происходящие в нашем обществе, состояния сферы образования позволяет выделить интегральный признак – наличие нового социального заказа общества к образованию, определение процесса его достижения, выражаемого в новых целях и ценностях образования, новом или обновлённом содержании образования, в инновационных технологиях или методиках преподавания. В образовании требуется осуществить (по словам А. Зинченко)
«от человека знающего – к человеку умеющему».
Продукт деятельности традиционной школы – выпускник вступает в общество только в качестве исполнителя. Он с большим трудом реализует сложные нормы современной профессиональной деятельности, не способен к организационной творческой деятельности, к саморазвитию. Ему трудно адаптироваться в изменяющемся мире социально-экономических отношений. Всё это не устраивает ни ученика, ни его родителей, ни педагога, ни образовательного региона.
Таким образом, выявленное в образовательной системе школы обосновывает необходимость наметить пути выхода из проблемной ситуации и обосновать концептуальную идею жизнедеятельности школы при построении своего образовательного пространства.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа   развития    школы - нормативно-организа­ционная основа, определяющая стратегию совершенство­вания системы образования в соответствии с развитием системы об­разования района, города и Республики.

В программе:

·  определяются приоритетные направления развития образова­ния в школе;
·  раскрываются содержание и организационные задачи образования;

·  определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.

Целевые показатели:
·  формирование духовно-нравственной личности, обладающей навыками нравственного поведения; 
·  развитие системы защиты здоровья учащихся школы;
·  укрепление   кадрового   потенциала   системы   образования школы, развитие содержания и методов образования;
·  внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;
·  создание и утверждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития школы;
·  совершенствование системы повышения квалификации педа­гогов школы; повышение престижа педагогического труда.

Сроки и этапы реализации программы

·  1-й этап - 2005-2006 гг.
·  2-й этап - 2006-2007 гг.
·  3-й этап - 2007-2008 гг.

Ожидаемые конечные результаты

Качественные показатели.   Реализация Программы развития позволит заложить основы:
·  достижения качества образования;
·  обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
·  дифференциации и индивидуализации обучения в системе образования;
·  развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в   гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
·  повышения  конкурентоспособности  и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
·  максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей    в    выборе   содержания    и    технологии    учебно-воспитательной работы;
·  создания условий для творческой самореализации учителя.
Количественные показатели.  Каждый  педагог пройдет про­фессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Программа  развития  школы

Концепция развития образования школы является теоретиче­ским документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебного заведения.
При современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специали­стов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, со­зидательным мышлением. Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций.
Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, со­временных достижений науки и техники, необходимого опыта, предпо­лагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индиви­да на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно-исторического процесса.
В свете этой концепции образовательное учреждение становит­ся важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель – подготовка интеллигентного, образованного и культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувст­вом собственного достоинства и ответственности, умеющего совер­шенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, приро­дой, другими людьми.
 Все это достигается на основе гуманитаризации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотруд­ничества и сотворчества, посредством использования новой техноло­гии, активных форм и методов обучения и воспитания.
Для обеспечения педагогического процесса новыми техноло­гиями работы с учащимися принципиально важно использовать мето­ды  педагогического воздействия,  учитывающие  природу образова­тельных процессов, положительно влияющие на развитие личности.
Качественно более высокого уровня обучения и воспитания можно достичь не только путем усовершенствования сложившихся структур образования, но и за счет изменения подходов к развитию содержания и технологии образования, построения его личностно ориентированной модели. Созданные по этому принципу учебные про­граммы будут способствовать межпредметной и наддисциплинарной интеграции, что сделает их основой дифференцированного и индиви­дуализированного обучения. Для современной школы становится ак­туальной задача дальнейшего совершенствования дидактико-воспитательной системы, которая позволяет каждому учащемуся оп­ределить и выбрать свое направление обучения и развития.

Основные проблемы развития образования школы:

·  осуществление повышения квалификации и переподготовки педа­гогических кадров в соответствии с личностно ориентированной моделью образования;
·  создание системы обеспечения деятельности школы как взаимо­действующих и взаимообусловленных подсистем кадрового, ин­формационного, материально-технического, нормативно-правового и организационно-управленческого обеспечения;
·  в качестве основных характеристик образовательной системы школы рассматриваются следующие: гуманизация и гуманитаризация образования;
·  дифференциация образовательной системы, дифференциация подходов к управлению образовательной системой; дифференциация материально-технического и информационного обеспечения образовательного учреждения; дифференциация образовательных потребностей педагогических кадров и возможной их реализации.
В связи с основными проблемами образования в школе были определены основные направления дальнейшего развития, на которые ориентирована настоящая Программа. Ими стали:
·  подготовка пчеловодов – любителей в рамках профессионального обучения;
·  формирование здорового образа жизни.
Настоящая концепция – это совокупность идей и принципов воспитательной деятельности, определяющих ее цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых.
Низкая удовлетворенность качеством образования и осознания насущной необходимости коренных преобразований в средней школе обусловили массовый характер инновационных процессов задолго до принятия Закона Республики Башкортостан
«Об образовании» В статье 14 Закона «Об образовании» говорится, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, и оно должно быть ориентировано:
·  на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
·  развитие гражданского общества;
·  на укрепление и совершенствование правового государства.

При этом содержание образования должно обеспечивать:

·  формирование у обучающегося адекватный современному уровню знаний и уровню   образовательной программы картины мира;
·  адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;
·  интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
·  формированию гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Исходя из поставленных задач, с целью создания благоприятных условий способным и одаренным учащимся для получения полноценного среднего образования, развития их интеллектуального потенциала, осуществления фундаментальной подготовки школьников для поступления в высшие  и средние специальные учебные заведения, подготовки их к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, создания условий для нравственного развития и удовлетворения национально-культурных запросов учащихся работает средняя школа.
Основным направлением деятельности и главной целью школы   являются: предоставление оптимальных возможностей для всестороннего развития учащихся, раскрытия их способностей и реализации индивидуальных творческих запросов, развития национального самосознания и творческих способностей учащихся, формирование человека национальной культуры в этнической среде.
Образование в школе личностно-ориентированное, подчиненное формированию у учащихся потребностей и умений, необходимых для самообразования, саморазвития и самовоспитания.
Научной основой личностно-ориентированного образования являются:
  • углубленное изучение отдельных предметов;
  • включение в учебную программу дополнительных предметов, ориентированных на допрофессиональную подготовку учащихся;
  • оказание  дополнительных педагогических услуг по выбору учащихся;
  • использование в учебном процессе личностно-ориентированных компьютерных тестов по предметам;
Обучение    в школе состоит из трех ступеней:

1 ступень – начальная школа с развивающимися циклом обучения  (1– 4 классы);

2 ступень – основная школа – обеспечение фундаментального образования (5 – 9 классы) на основе углубленного изучения предметов;

3 ступень – старшая школа с углубленным изучением отдельных предметов  (10-11 классы).

В  начальных классах школы учащиеся приобретают умения и навыки учебной деятельности, учатся чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры речи, поведения; основами личной гигиены, здорового  образа жизни. У детей складываются первоначальные представления о природе, обществе, человеке, характере.
В общеобразовательный блок базисного плана начальных классов дополнительно включаются такие  предметы, как:
·  иностранный язык;
·  родной язык (башкирский и татарский);
·  компьютерные игры (информатика);
·  валеология.
Во 2 и 3 ступенях (5-11 классы)  обучения обеспечивается разностороннее развитие личности учащегося, его склонностей, способности к самоопределению, освоению научных знаний, материалистического миропонимания, общечеловеческих норм морали и нравственности.
Базисный компонент образования в 5-9 классах дополнен такими предметами как:
·  информатика;
·  уроки здоровья;
дополнительные часы на предметы по своему направлению.
На третьей ступени образования завершается общеобразовательная подготовка учащихся на основе углубленного изучения отдельных предметов с учетом интересов и избирательной возможности каждого ученика.
Учащиеся продолжают углубление своих знаний по математике, физике, иностранным языкам, химии и биологии, завершают изучение исторического и культурного наследия башкирского народа, мировой художественной культуры.
Учащимися
10-11 классов на выбор предлагаются следующие спецкурсы:
·  психология;
·  основы компьютерного  делопроизводства;
·  английский и немецкий языки;
·  пчеловодства.
Программы по спецкурсам и предметам   учителей школы утверждены методическим советом.
Ведется целенаправленная работа по подготовке учащихся
3 ступени к поступлению в высшие учебные заведения.
Школа, будучи национальным учебным заведением, имеет национальное содержание, т.е. определяется не только наличие отдельных предметов – родной язык и литература или история родного края, но и включает в себя элементы родной для учащегося культуры: быт, традиции, обычаи своего народа.
 
Национальным содержанием наполнены такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, биология, физкультура, технология, физика и математика, татарский язык и литература.
 Учебно-воспитательный процесс в школе строится на принципах этнопедагогики и с целью укрепления связи между поколениями, воспитания любви к родному краю, дому, формирования интереса к изучению родного языка, истории народа, народных промыслов.
Школа работает по внедрению принципов народной педагогики в учебно-воспитательный процесс, что вылилось в настоящий момент в работу над разработкой и внедрением национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс.
Внеурочная деятельность учащихся осуществляется в различных кружках, объединениях, клубах по интересам.
Воспитательная система школы гуманистическая, формирующаяся общечеловеческие нормы, морали. Уважительное отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению друг - друга, доброта и внимание во взаимоотношениях создают морально-психологическую комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика, создание ситуации успеха.
Вся воспитательная работа в школе ведется в рамках деятельности творческого объединения учащихся, учителей, родителей. Данная программа, учитывая возрастные, индивидуальные особенности учащихся, поисковый и творческий характер деятельности детей, последовательно усложняя содержание воспитательного процесса, способствует реализации единства учебного и воспитательного процессов и осуществляет тесную связь всей системы воспитательной работы с возрождением и реализацией традиций и обычаев народа, обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего.
В школе предъявляются высокие требования к формированию личностных качеств учащихся и к педагогическому мастерству учителей.
В школе  созданы все условия для творческого саморазвития учащихся и учителей, для удовлетворения их запросов и потребностей, обеспечения здорового образа жизни.

 

 

 
           
Hosted by uCoz